Результаты кейса ТИМ на хакатоне «Цифровой Прорыв»

Как мы уже писали ранее, акселератор ТИМ является партнером и кейсодержателем “Цифрового прорыва”. В этот раз, совместно с ЦОДД, мы представили задачу разработки IT-решения альтернативного способа сбора данных о транспортных потоках.

Почему именно этот кейс?

Дело в том, что сейчас для обнаружения автотранспорта и предоставления ему приоритета на перекрестках, применяются следующие решения:

  • Технология индуктивного петлевого детектора. Она подразумевает проведение дорожных работ и снятие асфальтного покрытия, что, очевидно, является не дешевой и трудозатратной операцией, а главное – ведет к перекрытию движения автомобилей.
  • Камеры видеонаблюдения. Они требуют дополнительное создание инфраструктуры: установка оборудования связи, прокладка кабелей для передачи большого потока информации.
  • Радиолокационным детекторам необходима организация отдельного канала связи и частая настройка оборудования, из-за ее высокой составной сложности.

IT-решение, которое требуется сейчас –

виртуальные

петли, которые не потребует проведения дорожных работ и перекрытия движения. И после тяжелого, трехдневного поиска его нашло 5 команд-участников!

Итак, победителями стали:

BigDataMSU – технология беспроводного Wi-Fi. 1 микроконтроллер передает Wi-Fi пакет другому, после чего нейронные сети, при помощи одноплатного компьютера и микрокомпьютера, определяют скорость и тип проезжающего транспортного средства. Ниже представлен график отображения сигнала от передвигающихся объектов:

 

Такое решение можно установить без перекрытия движения, используя минимальные затраты на оборудование, а необходимость постоянных калибровок – полностью исключается.

KS2Doors – лидар, установленный над светофором и направленный в сторону встречного потока. Первичная обработка данных осуществляется прямо на объекте. Анализ облака точек, полученного лидаром, позволяет с высокой точностью определить количество и тип транспортных средств, их местоположение на дорожном полотне, скорость и направление перемещения. В дополнении можно собирать информацию о нарушениях ПДД, качестве дорожного покрытия и авариях.

Преимуществом этой технологии является более четкое изображение и низкое энергопотребление, а микросервисная архитектура, позволяет ему быть гибким в вопросах выбора источников данных, алгоритмов обработки и представлении данных оператору (в систему принятия решений).

Urban Science Kaliningrad придумали решение и назвали его «Дядя Стёпа». Суть в том, что данные об участниках дорожного движения собираются с их мобильных устройств, при помощи мониторинга радиоэфира на частотах Wi-Fi, Bluetooth, GSM. Данные сперва обрабатываются сервером, затем нейросетью и после передаются в контроллер светофора.

Из преимуществ отмечаются дешевая и быстрая установка (в 4 раза дешевле установки камер схожего функционала), возможность обнаружения аномальных ситуаций (тихоходный транспорт, дтп, неправильные парковки авто), простота структурных компонентов и, как следствие, высокая отказоустойчивость.

В шорт-лист прошли:

Wireless Traveler – идентификация объектов движения при помощи обнаружения беспроводной сети Bluetooth и Wi-Fi у пешеходов и водителей (машины с поддержкой hands free, фитнес-браслеты, умные часы, беспроводные наушники и др). От них планируется получать 89% покрытия. Архитектура устройства позволяет осуществлять интеграцию с сервисом “Яндекс.Карты”, что позволяет повысить точность определения заторов и происшествий на дороге.

Преимуществами бесспорно являются простота в настройке и установке, а также возможность устройства работать автономно, используя солнечные батареи.

Подозрительные койоты – система считывает Bluetooth MAC-адреса устройств с помощью сети детекторов Bluetooth сигнала, расположенных вдоль полос движения транспорта. Считываемые данные передаются по Wi-Fi на сервер, где происходит их обработка и анализ, а для взаимодействия с полученной информацией разработано отдельное веб-приложение.

Как и в случае с Wireless Traveler, устройства работают автономно, с использованием аккумуляторов, отмечается крайне низкая стоимость комплектующих, а также быстродействие (в сравнении с gps).

Команда Одеяло – протокол надстройка для Глонасс. Виртуальная петля обменивает данные от авто к авто (V2V), от авто к инфраструктуре (V2I), затем отправляет данные на сервер ведомства, верифицирует их в Blockchain – управление инфраструктурой, увеличивая точность Глонасс до 0.5м. Для одного транспортного объекта, например перекрестка, петля может собирать информацию о 700 транспортных средствах.

Решение «Одеяла» является не дешевым, например, для получения лицензии на дополнительную надстройку в системе Глонасс потребуется ₽7 млн, а также объединение автомобилей Blockchain. Однако проект имеет высокую надежность, простое масштабирование в будущем, и соответственно, огромный потенциал. Только сейчас количество машин в Москве, подключенных к «ЭРА ГЛОНАСС» составляет 2 млн., и это число со временем будет только расти.

Всего над кейсом ЦОДД&ТИМ трудилось 16 команд, до защиты дошло 11. Сейчас Центр организации дорожного движения общается с 3 победителями (BigDataMSU, KS2Doors, Urban Science Kaliningrad), а также с проектом «Одеяло» на предмет проведения пилота в транспортном комплексе Москвы и дальнейшего масштабирования.

Важно отметить, что результаты хакатона оказались неожиданно впечатляющими как для нас, так и для ЦОДД. Каждое решение уникально, качественно проработано по многим параметрам и готово для тестирования. Хакатон “Цифрового Прорыва” оказался отличной историей для всех его участников и, безусловно, наш акселератор в дальнейшем будет участвовать в подобных мероприятиях.

*более подробнее об участниках хакатона и результатах решения кейса можно посмотреть на сайте Цифрового Прорыва.